При заготовке деталей и сборочных единиц трубы размечают: отрезают концы, сверлят отверстия и высекают седловины под сварку. Затем трубы сваривают и гнут, выполняют их сборку, маркируют и комплектуют заготовки крепежными материалами.
Заготовки из стальных труб: стальные трубы не должны иметь трещин, свищейГпленок, закатов глубоких рисок, вмятин и следов непровара. Для соединения на стонах муфты должны быть отторцованы с одной стороны, контргайки должны быть с фасками. Повороты трубопроводов в системах отопления выполняют методом гибки труб. В системах холодного и горячего водоснабжения повороты трубопроводов из оцинкованных труб следует выполнять, устанавливая оцинкован-
ные стальные или неоцинкованные чугунные угольники или путем гибки труб в холодном состоянии.
Соединительные части для водогазопроводных труб не должны иметь трещин, свищей и заметных раковин. Резьба должна быть чистой и полной. Для оцинкованных труб стальные соединительные части также должны быть оцинкованными; соединительные части из ковкого чугуна допускается устанавливать неоцинкованными.
Овальность сечения в местах гибки труб (отношение разности между наибольшим и наименьшим наружными диаметрами к наибольшему наружному диаметру труб) не должна превышать 10%. Крутоизогнутые отводы, изготовленные методом горячей протяжки или штамповки, допускается применять с радиусом кривизны, равным полуторному наружному диаметрутрубы.
При гибке уменьшение толщины стенки трубы более чем на 15% от ее номинальной величины не допускается. Отклонения линейных размеров заготовленных деталей трубопроводов от заданных не должны превышать 2 мм, а сборочных единиц трубопроводов — 4 мм. Радиус гибки складчатых отводов принимается не менее 2,5 наружных диаметров трубы. Гофры (складки) должны быть расположены на равных расстояниях одна от другой и быть одинаковой формы. Складчатые отводы допускается изготовлять из труб диаметром не менее 100 мм.
Сварные отводы изготавливают из двух-трех сегментов. Для резьбовых соединений стальных водо-газопроводных труб применяют цилиндрическую или коническую трубную резьбу.
Детали, изготовленные из труб, должны быть очищены от внутренних и наружных заусениц, а концы труб, предназначенные для нарезки или сварки встык прямых деталей, — отрезаны перпендикулярно их осям. Резьба на трубах должна быть чистой.
Нарезка с сорванной или неполной резьбой общей длиной более 10% в пределах рабочей части соединения не допускается.
Резьбовые соединения предварительно должны бить очищены от металлической стружки и грязи. Фланцевые соединения следует выполнять на прокладках. При использовании воды с температурой до 100°С необходимо применять прокладки толщиной в 3-4 мм из прокладочного картона, смоченного в воде и проваренного в олифе, или из технической резины с тканевой прокладкой, а при паре и воде с температурой свыше 100°С — из паронита толщиной 2-3 мм, смоченного в горячей воде, и из термостойкой резины.
Стальные фланцы устанавливают перпендикулярно оси труб.
Фланцы соединяют с трубой сваркой; конецтрубы или шов приварки фланца к трубе не должен выступать за зеркало фланца. Прокладки во фланцевых соединениях должны доходить до болтовых отверстий и не выступать внутрь трубы. Установка между фланцами скошенных прокладок или нескольг ких прокладок не допускается. Запорная, регулирующая и предохранительная арматура должна быть подвержена контрольной ревизии на заводе или в мастерских.
На арматуре вентильного типа, устанавливаемой на трубопроводах холодной воды, используют уплотнение затвора из кожи, резины или пластмассы, на трубопроводах горячей воды с температурой до 140°С и на паропроводах низкого давления — из фибры или теплостойкой листовой резины, а при температуре до 180°С — изфибры. Вентили для пара высокого давление должны иметь притертые металлические клапаны.
Кольца и диски задвижек, а также пробки проходных кранов должны быть притерты. Риски на торцах квадратов пробковых проходных кранов и шпинделей регулировочных кранов должны соответствовать направлению прохода среды. Сальники у задвижек, вентилей и кранов должны быть плотно набиты и уплотнены.
Материал уплотнения затворов вентилей должен быть проверен на соответствие транспортируемой среде (холодная или горячая вода, пар).
Обнаруженные во время испытаний неплотности трубопроводов должны быть устранены.
При пневматическом испытании детали сборочные единицы трубопроводов погружают в ванну с водой.
Устранение дефектов в деталях и сборочных единицах трубопроводов, находящихся поддавлением, подваркой, чеканкой или подтягиванием резьбовых соединений, не допускается.
Вентили, пробковые проходные краны и задвижки, используемые для систем отопления, горячего и-холодного водоснабжения, следует испытывать гидравлическим давлением 1 МПаили пневматическим 0,15 МПа. Продолжительностьис-пытания гидравлическим давлением 2 мин., а пневматическим — 0,5 мин. Падение давления по манометру не допускается. Испытание необходимо производить с соблюдением мер техники|безопасности.