Чтобы придать металлическому изделию декоративный вид, а также защитить металл от разрушения, его покрывают защитной пленкой. Причем, применяя несложную химическую и термическую обработку, на поверхности металла практически можно получить пленку любого цвета.
Предметы, сделанные из бронзы (сплава меди и цинка), принимают с течением времени на воздухе окраску, которая придает им очень красивый вид. Слой окиси меди, который является причиной этой окраски, носит название патины. Самые разнообразные предметы часто патинируются искусственно и не только бронзовые, но и, что гораздо труднее, цинковые. Таким образом, для придания цинковым вещам светлой патины их обрызгивают раствором медного купороса и затем, прежде чем они высохнут, натирают мягкими тряпками до тех пор, пока они не заблестят; места, которые должны блестеть больше, подвергают этой операции несколько раз.
Химическую обработку металла можно производить только в вытяжном шкафу или летом на открытом воздухе. На глаза обязательно надевайте защитные очки, а на руки — резиновые перчатки. Для составления растворов и для самого процесса патинирования и оксидирования применяйте фарфоровую, стеклянную или пластмассовую посуду. Очень удобны пластмассовые кюветы, применяемые в фотоделе.
При смешивании кислот с водой или другими жидкостями помните, что кислоту нужно вливать небольшими порциями в воду или раствор, но не наоборот! Если кислота вдруг попадет на кожу, промойте это место струей воды из-под крана, а затем смочите 5%-ным раствором питьевой соды.
Какими бы химикатами ни обрабатывали металл, его предварительно чистят, шлифуют, полируют, обезжиривают и отбеливают. Жир можно удалить тряпкой, смоченной бензином или спиртом, а отбеливают в 10%-ном растворе какой-либо кислоты. Светлеет металл очень быстро. Отбеленный металл затем промывают чистой водой. Сушат металл на воздухе или в опилках лиственных деревьев. В процессе химической обработки небольшое изделие погружайте в раствор целиком, а более круп-
ное смачивайте с помощью кисти или тампона, укрепленных на деревянной ручке. Многие растворы непрозрачны, поэтому опущенное в них изделие нужно время от времени вынимать и осматривать.
Добившись нужного цвета, промойте изделие в чистой воде и высушите.
Некоторые пленки держатся на металле довольно слабо, на других появляется белесый налет. Для закрепления пленки и удаления белесого налета изделие после сушки протирают натуральной олифой, машинным или растительным маслом. Чтобы зрительно усилить рельеф патинированной работы, протрите ее влажной тряпкой с мелким порошковым абразивом (например, молотой пемзой) или отшлифуйте выступающие части рельефа хромовой пастой, нанесенной на войлок или фетр, смоченный бензином. Выпуклые патинированные части осветляются, а на самых высоких точках обнажается естественный цвет металла. Протирать такое изделие нужно очень осторожно, добиваясь плавного перехода от самого светлого участка к самому темному. Промытую и высушенную металлическую поверхность протрите маслом или покройте тонким слоем прозрачного лака.