Клеевые (меловые) составы применяют только для внутренних окрасочных работ по оштукатуренным или облицованным сухой штукатуркой поверхностям. Для приготовления клеевых составов пригодны почти все пигменты.
Клеевые краски делятся на простые, улучшенные и высококачественные. Выполнять их приходится по разным поверхностям — гладким и шероховатым, поэтому и расход материалов будет разный.
Если для простой окраски требуется, например, 1 кг мела, то для улучшенной —1,5-2 кг, а для высококачественной — 2-3 кг. Клеевые краски дают непачкающие покрытия, но они неустойчивы к действию влаги и погодных факторов. Кроме того, эти покрытия хрупки (неэластичны), поэтому их применяют только Для внутренней отделки. Клеевые составы, или колеры, бывают белые, состоящие из одного мела, и цветные — из мела, одного или более пигментов.
Для побелки помещения можно приготовить белый окрасочный состав по следующему рецепту: мел молотый просеянный — 1 кг, пигмент ультрамарин — примерно 30-35 г, клей плиточный столярный — 60-80 г, вода — до рабочей густоты (около 3 л). Замешивают в густое тесто 1 кг просеянного мела, синьку и 0,5 л воды. В холодной воде размачивают плиточный клей, через 12 ч клей распускают на легком огне и добавляют в меловую пасту. Всю массу разбавляют водой до образования сметанооб-разной жидкости, которая должна легко стекать с кисти.
Во время работы ее размешивают, не давая оседать мелу. Чтобы приготовить клеевую краску, отдельно замачивают в воде просеянный мел и сухие пигменты, доводят их до сметанооб-разного состояния. После тщательного перемешивания раствор пигментов процеживают через частое сито, затем к меловому тесту прибавляют небольшими порциями пигмент до получения нужного цвета. Если краска готовится из нескольких пигментов, каждый замачивается в воде отдельно и вливается в посуду небольшими порциями.
В качестве белого пигмента применяют отмученный мел. В белые колеры добавляют ультрамарин, чтобы удалить желтый оттенок природного мела.
Подбор цветов и оттенков краски проверяют, намазывая пробу на кусок стекла, который затем подсушивают на легком огне. Если краска получилась слишком темной, в нее добавляют немного мела; светлую краску затемняют добавкой цветных пигментов. Иногда вместо ультрамарина добавляют немного сажи, придавая колеру слегка сероватый оттенок. Сажа с водой не смешивается, поэтому прежде ее необходимо размешать в клеевом или мыльном растворе. Приготовляют колер так. Мел или меловую пасту кладут в посуду, постепенно добавляют воду в таком количестве, чтобы получить колер нужной густоты. Это имеет большое значение. Чтобы определить густоту колера, в него погружают палку. Если она окрашивается сплошным слоем, а колер стекает тонкой непрерывной струйкой, значит, он имеет хорошую густоту и даст нормальный разлив (растекание) на поверхности во время окрашивания. Можно проверить густоту колера и другим способом. На кусочек чистого сухого стекла наносят каплю колера, ставят стекло вертикально. Если капля
стекает вниз на 20-30 мм, значит, колер нормальной густоты. Приготовленный колер надо подсинить. Для этого ультрамарин разводят в воде до густоты молока, процеживают через частое сито и небольшими лорциями добавляют к колеру, тщательно все перемешивая до тех пор, пока колер станет слегка синеватым. Затем проверяют цвет: на кусок стекла или жести наносят приготовленный колер и сушат на огне (свече, газовой горелке и т. д.). Если колер не отвечает желаемому, в него добавляют дополнительно мел или пигмент.
Чтобы колер не отмеливался (не пачкал руки и одежду), его заклеивают, т. е. вливают, тщательно перемешивая, клеевой раствор. Клей надо вливать небольшими порциями, тщательно проверяя заклейку. Для этого на стекло или жесть наносят хорошо перемешанный колер и дают высохнуть. Если клея недостаточно, нанесенная краска будет отмеливаться. Такой колер называют недоклеенным. Если же в колере избыток клея, он не отмеливается, но окрасочная пленка может растрескаться, а на окрашенной поверхности возможно образование мра-моровидных пятен. Поэтому добавлять клей надо понемногу, чтобы не переклеить колер.
Проверяют заклейку так: подсушенный колер трут слегка ладонью. Если он не отмеливается или мало отмеливается, значит, колер заклеен правильно, а если от трения на нем появляются блестящие полосы, колер «лоснится», значит, в него требуется добавить воды.
Приготовленный колер желательно еще раз процедить через частое сито.
При вливании горячего клея в холодный колер тот сильно сгущается, но через некоторое время приходит в нормальное состояние.
Клеевые краски не содержат щелочи, поэтому в них можно добавлять почти все пигменты, кроме свинцового сурика. Однако при использовании его в клеевых красках возможны свинцовые отравления. Иногда можно применять плакатные краски или тонирующие пасты для водоэмульсионных красок.
Нельзя добавлять сухие пигменты к готовой краске, замешенной клеем. Изменение колера можно проводить только замоченными или замешенными на клею пигментами, так как они
трудно размешиваются и могут испортить окраску. Водные коле-ры лучше заклеивать растительными клеями (крахмальным клейстером или клеем КМЦ). В этом случае поверхность получается более ровной, исключается опасность образования мраморовид-ных жилок, которые часто получаются при заклеивании животными клеями.
Часто колер изменяет заданный цвет из-за оседания пигментов, причем чем более жидкий состав -применен, тем быстрее происходит этот процесс.
Поэтому колеры заготавливают в пастообразном виде и держат незаклеенными. Заклеивают и разводят их до необходимой вязкости непосредственно перед употреблением.
Если необходимо получить цветной сложный колер, прежде всего готовят обычный белый нужной густоты и 2-3 цветные пасты. Для этого сначала в белый колер постепенно добавляют пасту основного цвета и все тщательно перемешивают. Затем небольшими порциями добавляют пасту другого цвета, затем — третьего, систематически проверяя цвет. После получения нужного цвета производят заклейку колера.